Диагностика
Диагностика карданного вала
Контроль состояния фланцев карданного вала
Перед установкой карданного вала необходимо:
- Очистить торцевые поверхности фланцев и ответных фланцев от загрязнений, заусенцев, краски и смазки.
- Убедиться в отсутствии вмятин, трещин и следов повреждений.
- Фланцы с торцевыми шлицами (KV, XS) не требуют удаления антикоррозийного состава.
- Фланцы с плоскими присоединительными поверхностями (DIN, SAE) требуют очистки растворителем перед установкой.
Контроль установочных меток карданного вала
При разъединении шлицевого соединения во время обслуживания следует проверить наличие заводских меток. Если они отсутствуют или не читаются, необходимо поставить собственные.
Особенности установки:
- В большинстве случаев вилки кардана находятся в одной плоскости, но иногда могут быть смещены на определенный угол.
- Заводские маркировочные стрелки должны располагаться строго противоположно друг другу.
- При неправильном соединении возникают вибрации и неравномерность вращения, что снижает ресурс деталей трансмиссии.
- Карданный вал балансируется в сборе с фланцами, крестовинами, трубой и шарнирами.
- Запрещено менять местами детали кардана и устанавливать запчасти от других валов.
- При замене крестовины необходимо промаркировать фланец кардана и вилку, чтобы после установки сохранить правильное положение деталей.
Контроль состояния балансировочных грузиков карданного вала
- Запрещается снимать балансировочные грузы, установленные на карданном валу.
- Балансировочные грузы обычно размещаются на трубе кардана или пыльнике шлицевого соединения.
Направление кардана при установке на автомобиль
При установке карданного вала необходимо:
- Грязезащитный пыльник должен быть установлен по ходу движения автомобиля.
- Уплотнение пыльника должно быть направлено вниз, чтобы защитить подвижное шлицевое соединение от попадания воды и грязи.
Контроль состояния фланцев редуктора и КПП
Для надежной работы карданного вала необходимо измерить торцевое и радиальное биение фланцев КПП, редуктора и раздаточной коробки.
Контролируемый параметр | Допуск |
---|---|
Торцевое биение фланца | 0,05 мм |
Радиальное биение фланца | 0,05 мм |
Диаметр окружности крепежных отверстий | ± 0,05 мм |
Расстояние между центрами отверстий | ± 0,05 мм |
Контроль зазора между центровочными поверхностями карданного вала
- Зазор между центровочными проточками присоединяемых фланцев (DIN, SAE) не должен превышать 0,01 мм.
- Для проверки фланцев с торцевыми шлицами (KV, XS) можно использовать эталонный фланец, присоединив его к выходному фланцу КПП, редуктора или раздаточной коробки.
- Допустимые биения фланцев стандартов DIN, SAE, KV идентичны.
Контроль крепежных деталей карданного вала
- Фланцы карданного вала крепятся болтами DIN 961 (класс прочности 10.9) и гайками DIN 934 (класс прочности 10.0).
- Болты должны быть защищены от ослабления и равномерно затянуты динамометрическим ключом.
- В большинстве случаев болты закручиваются со стороны крестовины.
- Перед установкой резьбовые соединения необходимо смазать.
Таблица моментов затяжки болтов
Размер болта | Момент затяжки (Нм) |
---|---|
M5 | 8,5 |
M6 | 14,0 |
M8 | 35,0 |
M10 | 70,0 |
M12 | 120,0 |
M14 | 190,0 |
M16 | 295,0 |
Соблюдение всех технических параметров при диагностике и обслуживании карданного вала позволит продлить срок его службы и избежать серьезных неисправностей в системе трансмиссии.