Замена крестовин
Все о крестовинах
Карданное соединение необходимо, так как оси валов транспортного средства не находятся на одной прямой, потому что меняют свое положение в процессе движения, равно как меняется и межосевое расстояние в разных вертикальных и горизонтальных плоскостях.
Крестовина кардана выглядит как крестообразный шарнир, обеспечивающий соосность элементов. Она соединяет две вилки, входящие в состав шарнира, концы которых крепятся к четырем шипам крестовины. Одна из вилок и труба карданного вала соединены жестким креплением. На шипах крестовины находятся игольчатые подшипники, установленные в отверстиях на вилках и закрепленные стопорными кольцами, которые не дают им смещаться. Толщина колец меняется от модели к модели в зависимости от размера допустимого осевого зазора. Эта конструкция позволяет передавать крутящий момент на колеса, в то же время сохраняя свою подвижность и уменьшая интенсивность его динамической деформации.
Размеры крестовины зависят от автопроизводителя, размеров и предназначения машины, мощности силового агрегата, крутящего момента. Для изготовления этой детали берут легированную сталь, которая поддается термообработке для большей поверхностной твердости шипов. Наружные обоймы подшипников делаются из особой подшипниковой стали, которая также подвергается температурному воздействию. Чтобы обеспечить герметичность игольчатых подшипников вместе с продолжительным сроком жизни шарниров и высоким коэффициентом полезного действия такого соединения, уплотнители делаются из бензомаслостойкой резины.
Крестовина карданного вала — достаточно надежное соединение благодаря своей простоте и качеству используемых материалов. Чтобы этот узел не требовал регулярной замены крестовины карданного вала и функционировал нормально, надо, чтобы в местах трения элементов крестовины кардана присутствовало достаточное количество смазки. Так кардан проработает без перебоев не одну сотню тысяч километров пробега.
Главный недостаток крестовины кардана — если между соединенными валами возникает угол больше 10 градусов, они начинают вращаться неравномерно, что приводит к ускоренному износу элементов узла и заметной потере мощности автомобиля.
Карданной крестовине как подвижному соединению есть альтернатива, например, ШРУС — шарнир равных угловых скоростей, который не допускает неравномерного вращения валов при больших углах — от 20 градусов — между сопряженными деталями. Если несоосность большая, за передачу крутящего усилия отвечает промежуточный вал, в состав которого входят ШРУС, фланец и муфта. Последняя обеспечивает подвижность конструкции и являет собой соединенные вкладыши из стали и резиновые перемычки; благодаря их упругости рывки трансмиссии авто достаточно эффективно гасятся.
Крестовина карданного вала непременно считается самым крепким, прочным элементом сложной системы автомобиля, но и она может ломаться. Замена крестовины кардана сложная работа, требующая знаний и навыков, а следовательно выполнять ремонт крестовины карданного вала должен только опытный специалист. Данная деталь неоспоримо является основой звеньев кардана и соответственно она нуждается в особом внимании. Своей работой она передает крутящее усилие на автомобильные колеса. Первый и основной сигнал поломки - стук, скрип, скрежет и прочий шум появляющийся при переключении скоростей или передач в карданной коробке.
Ремонт крестовины карданного вала опасно откладывать, ведь даже малейшая неисправность детали может привести к аварийной ситуации. Самые популярные причины ремонта крестовины кардана, как правило, износ подшипников или же зазор в карданном шарнире. Разумеется на состояние крестовины так же влияет качество дорог, манера езды водителя и безусловно ущерб наносит езда по бездорожью, дающая излишнюю нагрузку на деталь.
Диагностика крестовины карданного вала
Для диагностики крестовины карданного вала можно использовать следующие рекомендации. Одной рукой берем фланец, другой вал, и крутим их в противоположные стороны. При образовании люфта мы можем удостовериться о сильном износе детали, а значит требуется экстренный ремонт, а возможно и замена крестовины карданного вала. Для продления срока службы крестовины, а соответственно и карданной передачи, следует регулярно проводить диагностику и визуальный контроль, позволяющий оценить исправность механизма. Не помешает в уходе и качественная смазка, которая применяется специально для смазки крестовин кардана. Смазывать элементы желательно при каждом ТО.
Во время диагностики крестовины карданного вала обращаем особое внимание на наличие повреждений и возможную утрату эластичности манжеты. Диагностика состояния манжеты крестовины кардана ( пыльника ) необходима для предохранения подшипника крестовины от попадания грязи, влаги. Также обращаем внимание на наличие торцевого люфта, неравномерности или затруднении вращения крестовины кардана.
Замена крестовины карданного вала
Рекомендуется замена крестовины карданного вала в случае повреждения подшипника крестовины, ввиду большой вероятности повреждения шипа. Иначе потребуется ремонт всего вала, а не только замена крестовины кардана на новые. Несоблюдение данной рекомендации может привести к дисбалансу и быстрому износу составляющих карданной передачи.
Важно знать !
Требуется произвести замену крестовин карданного вала, если:
в процессе смазывания из под манжеты крестовины появляется грязь, вода или ржавчина
во время шприцевания смазка не появится из всех четырех уплотнений стаканов крестовины.
Качество крестовины кардана
Не всегда стоимость крестовины кардана является основным показателем. При отсутствии специального инструмента качество крестовины можно определить визуально и при помощи микрометра. Особое внимание следует уделить качеству обработки шипа крестовины, а также на места примыкания манжет подшипников к корпусу крестовины.
У качественной крестовины кардана поверхности должны быть шлифованные, включая цилиндрическую поверхность шипа под уплотнение манжеты. Шероховатость шипа крестовины не должна превышать параметры Rа≤0,63 мкм, а поверхность примыкания манжеты Rа≤1,25 мкм. Подшипник должен плотно прилегать к корпусу крестовины.
Перед заменой крестовины кардана требуется проверить геометрические параметры чашек крестовины, шипов крестовины. Овальность чашек не должна превышать 0,005 мм, Конусность подшипников, изготовленных методом штамповки (как правило это крестовины маленьких диаметров, под установку кернением) составляет от 0,02 до 0,06 мм. После запрессовки в вилку кардана такие подшипники принимают правильную геометрическую форму. Овальность и конусность шипов крестовины не должна превышать 0,005мм. Не соблюдение этих параметров отрицательно скажется на износостойкости и ресурсе данной крестовины.
Как правильно снять крестовину кардана
Для снятия крестовины кардана, при помощи съемника, снимаем четыре стопорных кольца.
Затем при помощи ручного пресса надавливаем на чашку крестовины, чтобы корпус подшипника выдавился с противоположной стороны. Таким образом частично выпрессовываем чашку из вилки. Именно таким образом правильно снимается крестовина карданного вала. Выступающий корпус подшипника необходимо достать из вилки
Не рекомендуем повторно использовать подшипники крестовин после выпрессовки.
Многие производители, при сборке используют необслуживаемые крестовины. Такие крестовины обладают повышенным ресурсом. В них используются высококачественные материалы, а смазка закладывается в чашку на весь срок службы крестовины кардана. В обслуживаемых крестовинах с пресс масленкой смазка для подшипников подается через ниппель, который расположен в центре крестовины, но в некоторых случаях он может находиться на корпусе подшипника (на чашке крестовины).
Установка крестовины карданного вала
Перед установкой крестовины карданного вала очищаем посадочные поверхности от антикоррозионных смазок, загрязнений и абразива.
Рекомендуется обратить внимание на рабочие поверхности подшипников и уплотнений. Они должны быть без следов повреждений.
Во время установки крестовины кардана, для более удобного доступа к точке смазки, пресс-маслёнки должны быть расположены под одним углом в одном направлении.
С помощью нутромера проверяем геометрию посадочных мест крестовины. Следует обратить внимание на овальность, конусность отверстий в вилке, фланце-вилки, в вилке подвижного шлицевого соединения. Параметры не должны превышать 0,005мм. Если крестовину карданного вала подклинивало, возможна деформация проушин (посадочных мест чашек крестовин). В этом случае деталь не подлежит установки и требует замены карданного вала
Во избежание деформации, подшипники крестовины следует запрессовывать без перекосов.
Во время установки стопорных колец крестовины карданного вала контролируем плавность вращения подшипников. Крестовины должны свободно поворачиваться, без подклинивания, заедания и перекатов. Усилие на поворот не должно превышать 4HM, но в то же время фланец не должен падать под собственным весом. Это достигается путем подбора стопорных колец нужной толщины. При необходимости стопорное кольцо можно отшлифовать при помощи плоскошлифовального станка.
Перед проведением смазочных работ необходимо очистить ниппель. Через пресс масленку смазка подается в канал проходящий через весь корпус крестовины кардана, после чего смазка попадает в игольчатый подшипник, заполняя все пустоты и выдавливая старую смазку через манжетное уплотнение и пыльник. Смазку необходимо подавать до тех пор, пока из всех четырех корпусов игольчатого подшипника не выступит новая смазка. В случае, если смазка не выступает хотя бы из под одного уплотнения чашки крестовины, то крестовину необходимо снять и заменить на новую.